Психотренингом можно заниматься не только самостоятельно, но и с другими членами семьи. С родителями, супругами, старшими детьми.
Дошкольников и младших школьников не стоит вовлекать в занятия по психотренингу. Их фантазия может настолько перемешать воображаемый мир с реальным, что они запутаются. Да и сосредоточиться надолго маленькому ребенку достаточно сложно. Поэтому занимаемся только со старшими.
Это одно из самых простых, интересных и приятных занятий, которое можно проводить как со взрослым членом семьи, так и подростками.
Для занятия нужны двое. Один выступает в качестве ведущего. Второй принимает удобную позу, закрывает глаза и представляет себя, например, в лесу. И описывает вслух, все что видит, чувствует, все, что предстает перед мысленным взором.
Ведущий тоже пытается увидеть это, задает вопросы, предлагает сделать то или иное.
Очень важно спросить какое время суток, какая погода, что под ногами, какое небо над головой. Важно, видит ли себя путешественник. Попросить его посмотреть на свои руки, ноги, во что он одет, сколько ему лет там, в воображаемом мире.
Стимулируем человека на подробный рассказ обо всем, что видится. Предлагаем подойти к дереву, пощупать его. Может быть, найти камень, веточку. Выяснить, есть ли в лесу звери, птицы, бабочки. Что они делают. Можно пройти по лесу, посмотреть, что есть вокруг. Найти ручей. Старый большой дуб, орешник, малинник. Попробовать орехи или малину.
Занятие выглядит примерно так, как в звуковом файле
Закончить занятие можно так: «Откинься на спину. Тебя подхватывает мягкая добрая сила, поднимает, кружит, несет по воздуху и опускает на то место где ты сейчас. В комнату, на кресло. Открой глаза и улыбнись».
Кроме леса, можно погулять по уединенно стоящему дому, внимательно его осмотреть, открыть все шкафчики и ящички, посмотреть, что где лежит. Можно побыть на берегу моря, речки или озера. Интересно попасть в «странное место». Так и говорим: «Ты видишь себя в странном месте. Расскажи, что ты видишь».
Если понравилось гулять по лесу, как в занятии «путешествие сознания», то можно сделать занятия регулярными. При этом можно посещать один и тот же участок леса, привыкнуть к нему, сделать его своим привычным местом. Выбрать в лесу подходящую полянку. И начать хотя бы с того, что находить палочки и камешки и складывать их в одно и то же место.
В следующее посещение своей полянки убедиться, что положенные предметы находятся на месте, что белки ничего не утащили. И добавить к своей коллекции еще несколько предметов. Постепенно можно обустраивать свое место так, чтобы было интересно, красиво и уютно.
Не стоит делать каждое путешествие слишком длительным, чтобы не утомляться. Занятие должно приносить только радость и удовольствие. Погулять вокруг, увидеть новое, посидеть в своем месте, посмотреть на происходящее, как шевелятся листья, летают бабочки.
Если гуляем по разным местам, то их можно постепенно связать между собой. Тропинка с поляны может вести к дому. А чуть дальше может находиться берег моря, речки или озера. Можно переходить из одного места в другое.
Может случиться, что человек депрессивен и поначалу его лес может быть мрачным, темным, сухим. Ничего страшного. Это происходит потому что депрессия проецируется на воображаемые образы. Продолжаем занятия. В следующее занятие, оказавшись снова в мрачном лесу, находим тропинку и идем по ней до следующей поляны. Она наверняка окажется чуть более позитивной.
Человек постепенно выбросит все негативные образы и эмоции и рано или поздно увидит радостный, солнечный лес.
На каждой поляне можно снова посмотреть на себя. Увидеть себя в другом виде. Более позитивном.
Можно помочь партнеру по занятию выбросить негативные эмоции, попросив его оставить на мрачной поляне все плохое. И пойти по тропинке дальше в поисках доброго, светлого леса.
Аутогенную тренировку можно проводить хоть всей семьей. Количество участвующих не ограничено. Можно использовать заранее записанный на диктофон текст, а можно кому-то выступать в качестве ведущего. В этом случае кто-то читает формулы релаксации, а остальные слушают и трижды повторяют эти фразы про себя. Главное, обеспечить достаточное количество удобных мест, где можно расслабиться, положить голову на удобную опору, а руки - вдоль тела или на подлокотники.
Если в конце занятия хочется добавить самовнушение, то лучше всего использовать универсальные блоки самовнушения, приведенные на странице раздела аутотренинга. Формулы самовнушения можно читать по одной фразе, делая паузы, достаточные для однократного повторения фразы.
Громкость текста, записанного на диктофон или смартфон должна быть достаточной для того, чтобы текст воспринимался без напряжения. Для увеличения громкости диктофона к нему можно подключить внешнюю акустику. Хотя бы недорогую.
Очень хорошо совместно дружить с цветком и общаться с ним с помощью рук.
Для этого надо вместе включить руки, пользуясь разделом «Волшебные руки». Нужно научиться делать теплый шарик, наполняя его своей жизненной силой, радостью и любовью.
Садимся вокруг цветка, подкачиваем руки и радуем цветок своим теплом вместе с близким человеком. Чувствуем цветок, делимся впечатлениями, вместе делаем шар, передавая его друг другу. Такая совместная медитация очень сближает, помогает ощутить чувства близкого человека, соединиться на ощущении заботы и любви, тепла и радости.
Согреваем цветок и совместно сделанным шаром, и потоком доброго тепла из ладоней. Чувствуем поток тепла друг друга. Играем и радуемся.
Слишком часто подкачивать один и тот же цветок не следует. Он может переполниться теплом. Если хочется заниматься с цветком чаще, лучше использовать несколько разных цветков.
После занятия не забываем хорошо помыть руки и обрызгать цветок водой из пульверизатора.
Если руки включены с помощью раздела «Волшебные руки», можно помогать своим близким, согревая и успокаивая их своим теплом.
Особенно это хорошо, если кто-то из близких подвержен паническим атакам. В этом случае можно попробовать успокоить расшалившиеся нервы, создав большой теплый шар, наполненный добром и любовью и опустив его на грудь или живот близкого человека.
Можно также согреть руки, грудь, плечи, солнечное сплетение или живот близкого потоком тепла из ладоней.
Лучше всего сопровождать свои действия пояснением наподобие «Я сейчас сделаю большой теплый шар и согрею тебя им. Ты почувствуешь тепло и покой. Все пройдет» или «Я согрею тебя потоком тепла из ладоней. Ты согреешься и расслабишься».
Можно попробовать снять головную боль руками, бесконтактно разглаживая и массируя голову близкого человека. В этом случае лучше тоже сопровождать свои действия поясняющим внушением «Я сниму твою боль. Возьму и унесу ее».
После занятия непременно моем руки, тщательно счищая с них все, что налипло.